Норвегия считается одной из самых дорогих стран мира, как бы посмотреть её живьем и не остаться при этом без штанов? Вот давайте и посмотрим, возможно ли это!?

Планирование

В Норвегии очень хорошо развит туризм, существует множество сайтов с описанием мест для посещения, а некоторые сайты даже предлагают готовые маршруты.

Официальным путеводителем по Норвегии считается сайт visitnorway.ru, который может значительно облегчить планирование путешествия, позволяя быстро накидать интересующие места себе в «чемодан» и потом на карте уже отшлифовать детали. Не лишним будет ознакомиться и с полезными советами.

Есть еще сайт ut.no, на котором собраны практически все тропы для хайкинга, которые опять же можно удобно накидать себе в «корзину».

Погода в Норвегии очень переменчива и после нескольких попыток положиться на прогноз погоды, наиболее правдивые прогнозы оказались на сайте yr.no.

Несмотря на то, что есть купленный Sygic, всю поездку использовал maps.me, в котором есть и маршруты некоторых троп. Навигатор из него, конечно, так себе, но со знаками на дорогах у норвежцев всё хорошо.

Снаряжение

Учитывая, что в Норвегии существует право доступа к природе, то наиболее дешевым видом жилья является палатка. Чтобы сделать проживание в палатке комфортным, требуется тщательный подбор снаряжения, которое добавит комфорта пребыванию на свежем воздухе.

Палатка

Quechua QuickHiker 2 Fresh & Black

Изначально было решено подниматься на Язык Тролля с ночевкой, поэтому к выбору палатки предъявлялись определенные требования.

Основной параметр, который играет важную роль для 6 часового восхождения протяженностью в 14 км — вес.

Палатка Quechua QuickHiker 2 Fresh & Black, не самая легкая и весит 3.1 кг, что достаточно много для двухместной палатки со спальным местом шириной 120 см. Есть более легкая версия этой палатки, но без Fresh & Black и весит 2.7 кг.

Самая же крутая и дорогая палатка такого форм-фактора MSR Hubba Hubba весит всего 1.7 кг, а это уже всего чуть меньше 900 г на человека. Но уже есть и китайская копия Naturehike CloudUp 2, она правда чуть тяжелее, но значительно дешевле оригинала.

Окончательный выбор пал на палатку из Декатлона из-за технологии Fresh & Black, которая помогла спать и высыпаться невзирая на белые ночи, хоть за неё и пришлось таскать лишние полкило.

Пенки

Коврик из пеноматериала для треккинга

Коврики из пеноматериала или просто «пенки» уже давно зарекомендовали себя, благодаря своей живучести и невысокой стоимости. Поскольку путешествие летнее, то расчетами всяких R-value я не занимался, но если вам интересна эта тема, то можете ознакомиться с вот этим справочником.

Матрас

Naturehike Sleeping Pad

Надувные матрасы и самонадувающиеся коврики, которые продаются у нас в магазинах, являются в основном кемпинговыми, т.е. большими и тяжелыми, даже если не большими, то всё равно тяжелыми, вес некоторых равнялся весу палатки.

Если долго ходить по Декатлону, то в итоге можно найти всё что угодно, так нашлись и легкие надувные треккинговые коврики Forclaz, вес у них уже вполне приемлемый, а вот цена в расчете на двоих уже перестала быть гуманной.

Еще при выборе палатки я отметил для себя китайского производителя Naturehike, у которого я и нашел подходящий по всем параметрам надувной матрас (весит 1 кг).

В комплекте с матрасом идет гермомешок, который можно использовать как насос или водонепроницаемую сумку.

Подушки

Подушки долго искать не пришлось, в Декатлоне с первого взгляда понравились надувные подушки Helium. Как они выглядят можно увидеть на фото с матрасом выше.

Подушками очень доволен, показали себя просто отлично, удобно регулировать степень «надутости», благодаря «кнопочному» клапану. Наволочка с небольшим слоем поролонки добавляет комфорта.

Подушки достаточно легкие и поэтому если ложиться на них в спальнике, то они порой выскальзывают. Вполне можно их запихать и внутрь спальника, но это показалось не очень удобным вариантом.

Спальники

Несмотря на то, что путешествие летнее, ночью в горах Норвегии бывает очень даже прохладно. Тратиться на дорогие, теплые и легкие пуховые спальники не было никакого желания, поэтому выбор пал на синтетические.

Объехав кучу магазинов в Питере, по параметрам цена/качество/температура/вес хорошо попал спальник Forclaz на +5 градусов.

Дополнительным плюсом казалась возможность состегивать спальники, но на практике этим даже не захотелось воспользоваться, но вот молнии по обеим сторонам позволяют комфортно регулировать вентиляцию, если выдалась теплая ночь.

Газовые горелки

Основная

Fire Maple FMS X2

Изначально планировалось очень много готовить и быть максимально автономными в вопросе питания. Если честно, то последний раз в походе я был очень давно и даже не знал, что уже есть всякие новомодные интегрированные системы приготовления пищи.

Не буду описывать все муки выбора, а только скажу, что полностью доволен тем что выбрал Fire Maple X2. Баллон на 230 гр, таганок, подставка под баллон, всё влезает в штатный котелок, закрывается при помощи ручки на замок и ничего не болтается.

Расход газа примерно 10 г чтобы вскипятить литр воды, но всё зависит от условий, ветра, изначальной температуры воды и т.д.

Основная задача штатного котелка — быстро вскипятить воду, но вполне сносно можно и приготовить что-нибудь. Я, например, без проблем варил кукурузную кашу, которая варится 40 минут. Даже в минимальном положение регулятора подачи газа каша кипела слишком интенсивно, но такова цена компактности.

Резервная

BRS 3000-T

Всё может сломаться и выйти из строя и меньше всего хотелось бы остаться на какой-нибудь горе без возможности приготовить себе еды.

BRS 3000-T весит всего 25 грамм и совсем не занимает места, хоть и требует отдельный поджиг.

Как резерв она не пригодилась, а вот как вторая горелка, когда основная была занята, была в ходу. Греет отлично, но без ветрозащиты пламя нещадно колошматит.

Газовые баллоны

Везде они стоят почти одинаково, покупал там где ближе. Зеленые баллоны на 230 гр в Декатлоне показали себя отлично, а вот красные при малейшем конденсате начали дико ржаветь и попачкали посуду.

Пробовал использовать цанговые баллоны с переходником под резьбовой, но устойчивость никакая, поэтому их использование ограничилось только экспериментами.

Питание

Цены на общепиты в Норвегии достаточно высокие и мы изначально планировали готовить сами. Практически в каждом кемпинге есть кухня с плитой, на которой вы сможете приготовить что захотите, но для этого требуется наличие своей посуды.

Мы взяли набор посуды, горелок и закупились продуктами еще в Питере, но поскольку путешествие долгое, а холодильника нет, то ограничились в основном кашами, супными наборами, расчитывая на возможность докупать остальные продукты по мере необходимости уже в магазинах по пути маршрута.

Основной статьей затрат у нас были сезонные ягоды, молочка и запрещенка (в основном сыры). Цены оказались не такими и высокими, но товар зато превзошел все ожидания.

Дорога

Маршрут

Заправки

Заправок много, везде есть 95 и 98 бензин, 92 мне не попадался ни разу.

Практически все заправки автономны и не имеют возможности оплаты в магазинчике рядом, перед началом заправки надо авторизовать свою карту, на ней блокируется 1500 крон (что в Швеции, что в Норвегии), после чего начинается заправка, заправляешь сколько надо, 1500 разблокируется и списывается плата в нужном размере. Если на счету не найдется 1500, то заправиться не выйдет, человек в магазинчике при заправке ничем не сможет помочь.

Один раз мне попалась заправка, на которой можно было сначала заправиться, а потом оплатить человеку в магазинчике, но это скорее исключение из правил. Иногда еще попадаются (мне попалась только в Финляндии) заправки, на которых деньги не блокируются, но ты должен ввести точную сумму, которую хочешь залить, т.е. такая схема по предоплате, так что надо быть уверенным, что оплаченный объем влезет в бак.

Платные дороги

Все дороги открыты, а выставление счета производится по номеру машины после видеофиксации проезда платного участка. В интернетах пишут, что счета придут вам на почту, но не факт, что быстро и не факт, что вообще придут, но факт, что они будут числиться в базе у той страны, которая его выставила.

Перед каждым платным участком висит знак со стоимостью.

Для ускорения процесса получения и оплаты этих счетов у каждой страны есть свой портал, где надо зарегистрировать свою машину и тогда просматривать и оплачивать счета можно прямо из личного кабинета этого портала.

За все путешествие мне пока не пришло ни одного счета, но где-то видел, что на это закладывается 30 дней, так что скорее всего я получу их чуть позже.

Дороги Норвегии насчитывают множество туннелей, некоторые из которых платные, самый протяженный, который нам попадался был 25км. Паромные переправы являются по сути обычным платными участками дороги. На борту туалет, еда.

Дорога до Норвегии

Знакомство с Норвегией мы решили начать с Осло и чтобы добраться до него на своей машине, я нашел несколько вариантов:

  • Из Питера сразу на принцессе Анастасии до Стокгольма через Таллин.
  • На машине до Хельсинки и там на пароме до Стокгольма.
  • На машине до Турку и там на дешевом пароме Vikingline до Стокгольма.
  • На машине до Вааса и паром до Умео.
  • На машине в объезд всего Ботнического залива.

Несмотря на то, что третий вариант оказался самым дешевым, мы выбрали первый вариант, ибо он показался более комфортным и позволил уменьшить количество времени проведенного за рулем. А прогулка на пароме по балтийскому морю и Таллину окончательно склонили стрелку весов в пользу этого варианта.

Описывать Таллин и Стокгольм я не буду, но вот парковку в Стокгольме отметил на карте, не очень дорогая и достаточно близко к старому городу, плюс находится рядом с популярными музеями и парком аттракционов.

От Стокгольма до Осло порядка 530км, учитывая поздний выезд из Стокгольма, разбили дорогу до Осло на два дня, остановившись в очень уютном кемпинге на берегу озера.

Вообще в Скандинавии даже кемпинги имеют звезды, в поисках своей остановки мы заехали в пятизвездочный кемпинг Gustavsvik, который выглядел как рай для семейного отдыха.

Дорога от Стокгольма до Осло имеет платные участки, их можно объехать, но если вам нужно именно в Осло, то проще и дешевле выйдет просто ехать по шоссе, оплачивая платные участки.

В окрестностях границы есть множество магазинов и заправок, бензин в Швеции дешевле чем в Норвегии и даже, если вы приехали со своим целым баком на пароме, то здесь самое время дозаправиться, дальше будет значительно дороже.

Южная Норвегия

Осло

Чтобы посмотреть Осло мы решили остановиться в Ekeberg Camping, который находится рядом с парком, который включает в себя «выставку» современного искусства.

Если вы не собираетесь ночевать в Осло, то рядом с кемпингом есть посуточная парковка за 150 крон, очень неплохая цена, парковка в центре выйдет дороже.

До оперы идти минут 30, по всему городу куча электросамокатов, так что по сути главное спуститься с возвышенности, на которой находится кемпинг/парковка, а внизу скорее всего уже будет стоять парочка шеринговых самокатов. Плюс сразу у подножья находится магазин Kiwi, в котором можно закупиться всем необходимым.

Ставкирка в Хеддале

Гаустатоппен

Когда приехали то попали на финиш триатлона, народ добегал Norseman. Недалеко от платной парковки есть много мест где можно бесплатно поставить палатку. На парковке у начала трассы есть хорошие бесплатные туалеты. Где-то в окрестностях можно найти морошку.

Seim Camping

Seim Camping

Приятный небольшой кемпинг на берегу фьорда, у ресепшена есть большое помещение, в котором можно провести время во время дождя.

Заезжаешь на любое свободное место, оплата вечером на ресепшене с 7 до 9. Удобные большие душевые, вода из под крана вполне пригодна для питья.

Кемпинг находится недалеко от городка Odda, который находится в непосредственной близости к началу пути до языка Тролля. 

Язык Тролля

Парковка у языка Тролля имеет три уровня:

  • P1 самая дальняя и самая дешевая
  • P2 средняя по стоимости и находится у начала крутого 4км серпантина
  • P3 самая дорогая и небольшая парковка, которая находится уже в непосредственной близости

Где-то вычитал, что можно бесплатно встать рядом с платной P2 парковкой, если проехать мимо неё чуть дальше и там у дамбы будет небольшая парковка. Всё так и получилось, на парковке уже стояло 3-4 машины из разных стран.

Поход с ночевкой на язык. Не планировали подниматься в этот день, но погода была хорошая и решили не упускать возможности, как выяснилось и не зря. Ребята наверху потом говорили, что ждали два дня погоды для восхождения.

Воду практически везде можно пить, в некоторых местах правда она застойная и имеет болотистый привкус. Лучше набирать воду максимально высоко, после равнины.

Ночью начался дождь. Утром было небольшое затишье, воспользовавшись которым, мы быстро собрались и начали спуск. На протяжении всего спуска лил дождь, часть вещей промокла и очередное восхождение вообще не хотелось совершать, поэтому мы отказались от поездки на Прекестулен и поехали совсем в другую сторону.

Флом

Совсем маленький портовый городок, который расположился на берегу фьорда между двумя скалами. Из него ходят экскурсии на поездах и паромах, можно и на каяках по фьорду поплавать.

Стегастейн

Amlasanden Fjord Camping

Очень приятный кемпинг на берегу Sognefjord. Все места для стоянки на берегу без электричества, если нужно электричество, то необходимо искать места со столбиками.

Оплата наличными, картами или через paypal, картой можно оплатить во время ежедневного контроля, проверяющий сотрудник будет ходить с терминалом.

Есть кострища, можно купить дров и пожечь свой костер.

Ледник Bøyabreen

Dalsnibba

Slogen

Тропа Троллей

Snohetta

Тронхейм

Итого

На бензин ушло 28000 рублей.

Проживание в кемпингах, включая 3 ночи в «отелях» 36000 рублей.

Про еду расписывать не буду, все питаются по-разному, но скажу, что не проблема прожить на то, что привезешь с собой.

Summary
На своей машине по южной Норвегии
Article Name
На своей машине по южной Норвегии
Description
Норвегия считается одной из самых дорогих стран мира, как бы посмотреть её живьем и не остаться при этом без штанов? Вот давайте и посмотрим, возможно ли это!?